Наш земляк из ст. Дубенцовская 24-летний Дмитрий Цветцих второй год участвует в специальной военной операции на Украине. За это время дома он побывал всего лишь раз — в связи с полученным ранением. Награждён медалью «За отвагу». О Дмитрии мы попросили рассказать его маму Елену Вениаминовну.
— Дима — скромный парень, безотказный. С самого детства мне не приходилось его просить что-то сделать по триста раз. Дима очень любит технику, и ремонт машины для него — удовольствие. О себе лишнего сын никогда не расскажет. Могу только поделиться характеристикой, которую ему дал командир: «На Дмитрия можно положиться. Он надёжный человек». До мобилизации работал в ООО «Ростовский бройлер». Всей семьёй начали строить дом. Возвели стены, накрыли крышу, провели свет и газ. С началом СВО строительство свернули. Не это сейчас главное, не личные заботы и проблемы, важнее — помочь нашим бойцам, — считает Елена Вениаминовна.
Супруги, Елена Вениаминовна Скибицкая и Анатолий Анатольевич Ковалевский частые гости в зоне проведения СВО на протяжении года. Когда поехали в первый раз, не обошлось без небольшого курьёза. Новость о том, что к Дмитрию приехали родители, разлетелась мигом. Гражданские в зоне СВО — явление незаурядное и всегда вызывает интерес. После того, как супруги попросили сослуживцев Дмитрия помочь с выгрузкой гостинцев из машины, штурмовики не смогли скрыть удивления: «Это что — всё нам!?» Разумеется, супруги везли гуманитарную помощь не только одному Дмитрию, а на весь отряд.
— Подразделение, в котором служит Дима, почти полностью состоит из бойцов, родственники, которых живут далеко. Согласитесь, приехать, допустим, из Алтайского края, чтобы побаловать близкого человека домашней едой, проблематично. Нам проще. Получили зарплату, закупили всё необходимое и отправились. Работаем мы с мужем в ООО «Ростовский бройлер», администрация которого идёт нам навстречу и заявления на отпуск за свой счёт подписывает.
Привозим бойцам котлеты, овощи, фрукты, чай, кофе, сигареты и грибы. Некоторые о таких грибах, как синеножка и не слышали, с любопытством спрашивали: «А что это такое?».
Понимая, что нахождение гражданских лиц в зоне СВО не слишком уместно, стараемся не задерживаться надолго. Но даже короткое пребывание позволило заметить перемены: разрушенных снарядами жилых домов становиться всё больше и больше. Приезжаешь — останавливаешься в гостинице или в каком-либо доме…. А в следующий приезд смотришь, а от этих зданий одни руины остались. Тяжело на душе от таких зрелищ, — признаётся Елена Вениаминовна.
— Что ещё, кроме продуктов питания, доставляете в зону СВО?
— А что просят, то и привозим. Нательное бельё, носки, ещё как ребята говорят, рыльно-мыльные принадлежности (средства личной гигиены), газовые баллоны. Глава Администрации Дубенцовского сельского поселения Елена Юрьевна Семенова сделала шикарный подарок — портативную печку, работающую на любом топливе. Бойцам много чего надо. Вот уходит отряд штурмовиков на семь дней в новеньком обмундировании, а возвращается в одежде, которая восстановлению не подлежит.
Ещё больше, чем бойцам помощь нужна полевым госпиталям — тёплая одежда, одеяла. Оказав экстренную помощь тяжелораненым, их эвакуируют в тыл, а чтоб они не замёрзли в дороге, укутывают в одеяла. На место эвакуированных поступают новые раненые. Одних эвакуируют, другие лечатся в полевом госпитале, чтобы через некоторое время снова вернуться в строй. Но и тем, и другим нужны тёплые вещи. Сейчас холод — второй враг бойцов.
— В ноябре мы ездили дважды в зону СВО. В первый раз приехали, смотрю кто-то чихает, кто-то кашляет, кто-то носом шмыгает и уже ясно, что требуется положить больше в аптечки, — рассказывает Елена Вениаминовна.
— Как реагируют бойцы на гостинцы из мирной жизни?
— Радостно. Они соскучились по-домашнему. И мечтают не о каких-то заморских деликатесах, а об обычных борщах и супчиках, но домашних. Гуманитарная помощь — это не только материальные вещи, для бойцов, это и моральная поддержка, забота, душевное тепло, уверенность, что их не забыли. Всё это им необходимо. Как-то в одну из поездок боец заметил у нас в машине завалявшуюся по какому-то случаю игрушку-сувенир и спрашивает: «А можно на память взять?» Письма, рисунки детей, сувениры — это проявление нашего внимания и тепла к защитникам. В последнюю поездку захватили для них гуманитарный груз из х. Морозов, где были детские письма и рисунки, которые пришлись весьма к месту.
Ещё Морозовская хлебопекарня передала в большом количестве хлеб и булочки. Бойцы спрашивают: «А можно мы с детским домом поделимся?» Поехали делиться. В детском доме нам обрадовались, особенно младшая ребятня. Те, кому по 14-15 лет, немного стеснялись. Детство в нашем понятии — это радость и беззаботность. А у этих малышей глаза недетские. И мы, и бойцы были рады, что сумели хоть что-то сделать для них, — рассказывает Скибицкая..
По словам Елены Вениаминовны, участие наших мужчин в СВО (а воюют и совсем молодые парни, и взрослые мужи) не озлобило их, не ожесточило, скорее, наоборот. Они стали более душевными. И им дорого любое внимание, проявленное к ним. И сами они готовы делиться душевным теплом с окружающими — детьми, товарищами по оружию, приезжающими волонтёрами.
Н. Парфенова