«Бамовский» характер супругов  Замокас

«Бамовский» характер супругов Замокас

В книге «Россия…. Которую мы потеряли» неоднократно и аргументировано разгромленной критиками, известный кинорежиссёр и актёр Станислав Говорухин о Всесоюзном, ударном, комсомольском строительстве Байкало-Амурской магистрали писал: «Сколько искалеченных молодых судеб! Как искалечена, испорчена вся земля, убито всё живое вокруг этого вечностроя!» Про искалеченную землю мы сегодня говорить не будем, во все времена люди осваивали дикую природу. А с первым высказыванием позволим себе не согласиться, приведя в пример судьбу жителей пос. Виноградный супругов Замокас — Вацлаваса Вацлово и Светланы Михайловны, нашедших свою любовь и счастье на этой великой стройке.

Светлана Михайловна родилась и выросла в хуторе Вислый Семикаракорского района. Фраза из кинофильма «Кавказская пленница» — «спортсменка, комсомолка и просто красавица» — про неё. Кроме этого, она обладала огромной жаждой посмотреть мир. После окончания школы, Светлана Михайловна получила профессию продавца, немного поработала по специальности в соседнем населённом пункте и уехала с подругой в Ленинград. Продавцы в городе на Неве были не нужны — и девушки стали строителями. Северная столица с её архитектурой, театрами, музеями, площадями не может не понравиться. Подруги использовали любую возможность, чтобы пополнить свой культурный багаж. Но деревенских девчонок утомляли толпы народу, обилие транспорта. Как вспоминает Светлана Михайловна: «Хотелось пройти по улице и не быть задетой чьим-то локтем».

Через некоторое время подруга вернулась в родной хутор, а Светлана Михайловна загорелась идеей поехать на строительство Байкало-Амурской магистрали. Но одного желания, чтобы попасть на ударную стройку, было мало. Прежде нужно было пройти испытания — 2 месяца прожить в лесу, в палатках. В это время формировался комсомольский отряд для строительства лагеря «Спутник» в Домбае, куда можно было поехать без испытания, что Светлана Михайловна и сделала. И там, как оказалось, встретила свою судьбу — первого мужа. Сыграв комсомольскую свадьбу и отработав положенное по путёвке время, молодые супруги уехали в г. Таллин. 5 лет они прожили в этом красивом, можно сказать, европейском городе, с множеством соблазнов. Чтобы оградить мужа от них и сохранить семью, Светлана Михайловна настояла на том, чтобы покинуть Таллин. Она пришла в горком комсомола и попросила путёвку на какую-нибудь комсомольскую стройку. Предложили БАМ и Атоммаш.

Возвращаться на Родину не хотелось, и семья, в которой подрастали двое сыновей — полутора и двух с половиной лет, полетела на строительство Байкало-Амурской магистрали. Вначале самолётом до Москвы, потом до Улан-Удэ. А там две недели ожиданий лётной погоды и последний, полуторачасовой перелёт на «кукурузнике» через великое озеро Байкал. И это с двумя маленькими сыновьями на руках! В наше время решится ли кто на подобный шаг!?

И, здравствуй, посёлок Солнечный, названный так совершенно не случайно. Располагался он в красивейшей долине, окружённый не менее красивыми горами, над которым никогда надолго не сгущались тучи. Если учесть девственную природу и наличие горячих сероводородных и радоновых источников, комфортную температуру летом не выше 38 градусов — это рай на Земле. Но в этом раю летом, которое длилось, не так долго, хозяевами себя чувствовали комары, которые и днём и ночью были голодны и стремились напиться крови у так кстати понаехавших людей. Спасения от этих вредных насекомых не было. У бамовцев была любимая шутка «Июнь — ещё не лето, июль — уже не лето». А зимой — снега и морозы до сорока градусов. О суровых красотах Забайкалья можно писать тома, но мы поверим на слово тем, кто там побывал…

Посёлок Солнечный в 1979 году представлял собой множество палаток, вагончиков и несколько щитовых домов, на сваях — фундамент в вечной мерзлоте заложить невозможно. Семейных (а таких было немало) поселили в вагончики, где они прожили полгода, в далеко не идеальных условиях. Солнечный задумывался, как временный населённый пункт, предназначенный для строителей. Однако, думали тогда не только об ударной стройке, но и о комфортных условиях проживания. Общежития, в которые в скором времени переселились строители, а потом и в дома были со всеми удобствами. В течение первых трёх лет были возведены школа, куда отправились учиться сто мальчишек и девчонок, спорткомплекс с залами для боксёров, гиревиков и штангистов, продовольственный и промтоварный магазины, столовая, медицинская амбулатория, где принимали: терапевт, педиатр, гинеколог, другие врачи, детский сад для 80 малышей.

— В первый год на БАМе было тяжеловато. Пока не было детского сада, детей приходилось оставлять одних дома. Придёшь с работы, а они встречают с раскрашенными лаком для ногтей, щеками или ещё нечто подобное сотворят. Уже в 1984 году дороги посёлка были все асфальтированы, установлены радио и телеретрансляторы. Природные условия суровы, но в остальном у нас было не хуже чем на «материке». Высокие зарплаты, отличное снабжение — все бамовцы посылали родственникам посылки со сгущёнкой, тушёнкой, кофе и в отпуск ехали, нагруженные, как верблюды, разнообразными вещами. Сначала я работала кассиром в столовой и, если выпадала свободная минута, старалась посмотреть и поучиться премудростям кулинарии у профессиональных поваров — готовить я любила, что в дальнейшем мне очень помогло. С открытием магазина начала работать продавцом. Всё было бы замечательно, если бы семейная жизнь наладилась. Но этого не случилось. Мы с мужем расстались, — рассказывает С.М. Замокас.

Одинокой Светлана Михайловна оставалась недолго. Встретила спокойного, трудолюбивого литовца Вацлаваса Вацлово Замокас. Он бывший воспитанник интерната, куда попал в 7 лет, после смерти матери, выпускник высшей следственной школы в Волгограде, трудился на БАМе монтажником. Бросить всё и рвануть в такую даль Вацлаваса Вацлово заставили тяжёлые переживания после развода с женой. Кстати, ему тоже предлагали поехать строить Атоммаш, но он попросился «куда-нибудь подальше». Судьба! Объединило молодых людей не только тёплое чувство друг к другу, но и общее хобби — с ранней юности они любили фотографировать. Любовь к своему увлечению, также, как и чувства, супруги Замокас сохранили до сих пор. Светлана Михайловна вспоминает, что когда несколько лет назад малолетние внуки (а их у супругов пятеро) утопили фотоаппарат в Дону, дети быстренько подарили родителям новый.

Электрификация Бурятского участка БАМа — это и заслуга Вацловаса Вацлово Замокас. По непроходимой тайге, в любую погоду бригада монтажников устанавливала столбы и натягивала провода. Вацлавас Вацлово — ударник 12 пятилетки, награждён медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», удостоен звания «Ветеран труда». Представляли его и к более высокой награде — медали «За трудовую доблесть», но пока шло рассмотрение этого представления, супруги переехали на Донскую землю — и награда где-то затерялась. Разыскивать её супруги не сочли нужным — не за награды же работали.

— Ногами прошёл всю Бурятскую, Иркутскую, Читинскую области в составе монтажной бригады, ведущей линии электропередач. Столбы устанавливали следующим образом: вначале палили костры, чтобы растопить вечную мерзлоту, потом вручную копали ямы. Один человек копает и сыплет землю в ведро, другой на веревке поднимает его наверх. Работа тяжёлая, но мы были молоды, сильны, не боялись никакого труда и готовы были горы свернуть. Незабываемой оказалась командировка на станцию Дактуй. Начальник стройки пообещал, если выполним работу за 3 месяца, подарит автомобиль «Волга», которая в то время считалась очень престижной машиной. Бригада работяг из 16 человек справилась за один месяц. Почему я говорю «работяг», а потому, что с нами не поехали ни прораб, ни мастер. Машину я, как председатель профкома, предложил отдать самому заслуженному и старейшему из нас. Ребята согласились. Должен вам сказать — бамовцы народ великодушный и совершенно не корыстный. Других там не было. С иными качествами характера и более слабые покидали стройку через месяц или выдерживали года два, не больше, — рассказывает В.В. Замокас.

Мы восхищаемся героями книг Джека Лондона, их мужеством в покорении дикой природы. Но забываем, что рядом с нами живут настоящие, не книжные герои, на долю которых выпало неменьше трудностей при строительстве Байкало-Амурской магистрали. Возможно, будущие поколения оценят их подвиг.

Семья Замокас, в которой уже на БАМе родилось ещё двое сыновей, перебралась на «материк» в 1990 году, когда в посёлке Солнечный не стало работы, а щитовые дома начали приходить в негодность. Как, признаются супруги, уезжать не хотелось, ведь БАМ — это не только великая стройка. Это жизнь. Бамовцы здесь влюблялись и женились, рожали и воспитывали детей, и любили этот суровый край всей душой и сердцем. БАМ — это свой уклад жизни, свои принципы, убеждения и традиции.

— Если нужно было быстрее добраться из одного населённого пункта в другой, мы спокойно могли доехать на попутке. Предложить деньги за проезд в этом случае, значит — обидеть водителя и это вы-глядело, как повесить на грудь табличку «я не бамовец». Невозможно себе представить ситуацию, когда у одного человека поломалась машина, а все другие едут равнодушно мимо. В нашем посёлке никогда не вешали замков на двери и воровства не было. БАМ удивительно сплачивал людей: подружившись там, а потом, разлетевшись, кто куда, мы не теряем своих из вида. Переписываемся, созваниваемся, ездим друг к другу в гости, если живём не очень далеко. Недавно мы ездили с супругом в Абхазию, где хорошо отдохнули и забрали медали «45 лет Байкало-Амурской магистрали», которые были переправлены нашим друзьям с оказией.

Побывать в местах, где прошла наша молодость, конечно, хочется, хотя самого Солнечного уже нет на карте. А вот горячие источники и сейчас действуют, как здравницы. Когда-то мы (а особенно ребятишки зимой) любили купаться в них, и было это совершенно бесплатно. Возможно, это тоже способствовало тому, что наши дети не так часто болели, — говорит С.М. Замокас.

После переезда в посёлок Виноградный, где хозяйство выделило семье Замокас жильё, Вацлавас Вацлово работал вначале на виноградниках, потом скотником. На заслуженном отдыхе он выдержал 2 года и вновь приступил к работе — трудится сторожем. Узнав, что Светлана Михайловна отлично готовит, её пригласили поработать поваром в столовую. Сейчас она, обладательница медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали» Ветеран труда, домохозяйка. Занимается любимыми делами — вяжет и дарит свои работы родным и подругам, поёт в хоре «Сударушка», вместе с мужем ходит на рыбалку, фотографирует. Неугомонный «бамовский» характер не даёт супругам скучать.

Н. Парфенова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому