С первых дней Великой Отечественной, а может, и раньше, за морской пехотой закрепилась особая слава. В народном сознании «чёрные береты» — это символ стойкости и беззаветной отваги, воины, способные сокрушить любого врага. Свою репутацию они заслужили кровью в жесточайших сражениях, и специальная военная операция лишь подтвердила это.
Младший сержант 40-й отдельной бригады морской пехоты Борис Прядехин о героизме говорит неохотно. О себе и сослуживцах — сдержанно, но ёмко: — Не буду говорить о смелости, но без ложной скромности скажу о морской пехоте. Во всех военных конфликтах морских пехотинцев и десантников обычно перебрасывают на те участки, где наиболее «жарко». Военная специальная операция — не исключение: Мариуполь, Попасная, Павловка. И не из-за того, что мы смелые и мужественные. Этих качеств достаточно и у бойцов других родов войск. Но всё же (как мне кажется) дисциплина у нас жёстче, сплочённости и ответственности больше, а эти качества помогают, и воевать, и выживать. Основной нашей деятельностью было: разведывательные, диверсионные и штурмовые действия.
Борис Александрович срочную служил во Владивостоке, в морской пехоте. В 2013 году он не ушёл на дембель, а подписал контракт с Министерством обороны РФ.
— У меня был небольшой перерыв. В армию по контракту я вернулся в 2019 году. Уже тогда мы предполагали о начале конфликта, просто не знали точно, когда всё начнётся. Но несмотря на любую ситуацию, морскую пехоту готовят тщательно — постоянные тренировки, учения, полигоны, прыжки с парашютом и прочая военная наука, — рассказывает Борис Александрович.
Словам Бориса Александровича можно безоговорочно верить — это слова человека 10 лет отдавшего службе в морской пехоте и награждённого медалью «За службу в морской пехоте».
Через неделю после начала СВО морские пехотинцы погрузились в самолёты и отправились в зону боевых действий.
— Мы должны были выехать чуть позже, дождавшись подхода техники, но по-видимому так сложились обстоятельства, что наше присутствие потребовалось раньше. Поэтому мы и вылетели в срочном порядке, в Луганскую Народную республику, в один из основных очагов сопротивления ВСУ, г. Попасная,- говорит Борис Александрович.
На второй день морская пехота уже пошла на штурм. Это самый запомнившийся Борису Александровичу бой: и потому, что всё было впервые — и реальная опасность не вернуться живым, и потеря друзей, и испытание на прочность в бою. Это, как первый экзамен, в котором отличная оценка — победа.
— Во время штурма нас прижал снайпер: головы не давал поднять и продвинуться хоть на метр. Вызвали на подмогу танк, который подорвался на мине. Двое наших бросились спасать из горящего танка танкистов. Спасли, ценой собственных жизней… Ещё в этом бою были тяжело ранены наш санинструктор и снайпер. Это был наш первый бой и первые потери товарищей.
На протяжении моего пребывания на СВО мы всегда сражались с убеждёнными, идеологически настроенными нацистами, которые стояли до последнего, к примеру, с 50-й львовской десантной бригадой, группировкой «Айдар». Бывало, конечно, иногда и у этих сумасшедших срабатывало чувство самосохранения — и они покидали свои позиции.
При зачистке какого-нибудь населённого пункта мы занимали один из домов, закреплялись, а в соседнем засел неприятель. С наступлениемтемноты боевые действия прекращались, это было чревато как для нас, так и для них. Могли покричать друг другу что-то обидное. С рассветом мы проникали в дом, а там пусто. Значит, ушли потихоньку, — рассказывает Борис Александрович.
За один из боёв, который положил конец военной карьере, морпех Прядехин был удостоен медали «За отвагу».
— После того, как отработала наша арта, мы получили задачу: зачистить дачный посёлок от неприятеля. Выдвинулись на выполнение: 7 морпехов и 17 ополченцев. За сутки мы выбили «укропов» из посёлка, заняли крайний дом, организовали оборону и ждали подкрепления. Часа в 4 утра завязался ближний бой с разведывательно-диверсионной группой противника, расстояние было метров пять-семь, — рассказывает Борис Александрович.
Удержаться от возгласа — «да, это же, по сути, рукопашная!» — трудно.
— Тут я и очередь из автомата в упор получил. Пострадали ноги, локоть, палец, которые впоследствии врачи мне собрали, буквально, по косточкам. Этот бой мы выиграли. Меня затащили в дом, «зажгутовали», вкололи промедол, который должен был сделать меня нечувствительным к боли — действует он 2 часа. Но дело осложнялось тем, что меня в течение этого времени не могли эвакуировать: не было возможности. Если бы была, хоть малейшая, это сделали бы раньше, не сомневайтесь. Спустя пару часов меня дотянули до Первомайска, где медики ещё обезболили, более тщательно перевязали, а потом отправили в госпиталь, — рассказывает Борис Александрович.
Сейчас Борис Александрович Прядехин, награждённый ещё и медалью «За участие в специальной военной операции», принимать участие в боевых действиях, после получения инвалидности, не может. Но он всегда помнит о тех, кто остался «за ленточкой» и бывает у них ежемесячно. Разумеется, не для того, чтобы просто навестить отправляется в дальнюю дорогу, а на своём автомобиле доставляет гуманитарные грузы.
— Воюя на Донбассе, мы часто получали гуманитарную помощь из Волгограда от группы помощи военнослужащим на СВО «Оса». Группа так названа в честь погибшего командира роты, капитана, Героя России, кавалера двух орденов Мужества Михаила Ивановича Подшибякина, с позывным «Оса». После того, как меня комиссовали, я присоединился к ней и сейчас при необходимости или еду в Волгоград, или присоединяюсь к колонне в Морозовске. Обычно мы отправляемся на Донбасс двумя-тремя машинами, а если груз большой цепляем ещё и прицепы. Гуманитарными грузами обеспечивают наши постоянные спонсоры и просто неравнодушные люди. Деньги мы самостоятельно не собираем, а озвучиваем список, который нам присылают бойцы. И люди сами закупают необходимое. Спустя неделю публикуем фото и видео-отчёты. Раньше нельзя, потому, что это будет «наводка» для неприятеля.
Я уверен, что победа в любой войне обеспечивается не только храбростью бойцов на фронте, но и крепким надёжным тылом. Так было и в Великую Отечественную войну, когда лозунг «Всё — для фронта, всё — для Победы» жил в сердце каждого человека, — уверенно заявляет боец Бритва.
Именно такой позывной получил Борис Александрович на СВО. И сейчас морской пехотинец, младший сержант Прядехин, по-прежнему в строю — и пусть сейчас его служба — это доставка гуманитарных грузов, а не штурм высот. Каждая поездка с грузом «за ленточку» — это тоже бой. Без окопов и стрельбы, но с тем же морпеховским правилом: если не ты, то кто?
Н. Парфенова
