Прошло 10 лет после войны — и я родилась. С четырёх-пяти лет я уже кое-что помнила из детства. Война ещё активно напоминала о себе. Помню хорошо почему-то незарастающую воронку от бомбёжки за нашим огородом. Мы прятались в ней от редких прохожих и друг от друга, когда играли в прятки. Когда мы сажали картошку, в огороде находили много гильз от патронов.
Лет в восемь-десять ходили в поход в Грачики. Бегали, лазили по деревьям, забирались в густые кусты тёрна. И вдруг увидели что-то необычное… Это была землянка, вернее то, что от неё осталось — небольшое заросшее углубление с истлевшими останками какой-то одежды, фляжку и каску с красной звездой. Но больше всего я запомнила наличие в каждом дворе бабушек. Нам казалась, без бабушек невозможной наша детская жизнь.
Бабушки- вдовушки … Как же их не помнить? У нас в семье было четверо детей. Старшей сестричке — шесть лет, мне, средней, — четыре года, младшей сестре — два и самому маленькому братишке — два месяца. Декретный отпуск у мамы закончился — и она вышла на работу. И целыми долгими днями с нами была бабушка, да ещё большое хозяйство.
Были и одинокие пары в нашем селе. Не так много, но были. Бездетные одинокие старушки и совсем мало одиноких стариков.
Теперь я уже и сама в пожилом возрасте — и просто, не представляю, как они, бедные, могли одиноко проживать в деревне?
Мы, дети, такие жалостливые, решили создать «Тимуровскую команду». Ночью забрались к одним старикам и решили вскопать огород. Дедушка догадался, чьих это рук дело, пришёл к нам. — Маруся, — сказал он маме, -должно быть твои девчата похозяйничали у нас? Это чё ж такое? Перевернули землю, где не надо. Комья засохли. Чё же делать таперича? Пришлось папе идти исправлять нашу работу.
У одной бабушки мы заметили на грядках крупный болгарский перец. Решили, что ей он не так нужен, как другой одинокой старушке. Ночью оборвали перец и принесли (как считали справедливым) другой бабуле… Да, было время… А теперь всё совсем по-другому. У нас дети есть, но мы живем отдельно. Детям, да и нам, так лучше. И помощники у нас есть — это наши дорогие соцработники. Спасибо нашему государству за эту услугу, спасибо нашим помощницам!
Меня обслуживает Татьяна Лукшина — и я очень ей признательна. Она мне, как родная дочь. Всегда придёт на помощь и сделает даже то, что в инструкции не прописано.
Раннее летнее утро… Я ещё не выходила во двор. Слышу какое-то шуршание. Выглядываю в окно, а там уже моя Танюша трудится.
Лежала я в больнице. Сынок за хозяйством присматривал — у меня несколько курочек, три утки, три собаки, два кота и кошка. Конечно же, полы он не мыл, не подметал, варил животным еду и плиту всю заляпал. Накануне выписки звоню Танечке, прошу убраться в квартире к моему приезду. Приезжаю из больницы в уютную домашнюю обстановку.
Спасибо, Танюша! Спасибо всем работникам социальной службы!
С уважением, Надежда Лунегова,
х. Рябичев