Учитель математики из Потаповской школы — Анастасия Николаевна Скакунова в числе 25 своих коллег из других районов и городов, приняла участие в областном конкурсе «Учитель года Дона — 2023». Предварительно она стала победительницей районного конкурса «Учитель года», в номинации «Педагогический дебют».
Это действительно был дебют, так как Анастасия Николаевна прежде в конкурсах участия не принимала, а стаж работы молодого педагога составляет 3 года. Но достижения у математика Скакуновой, без сомнения, имеются и выражаются они в победах её учеников в различных конференциях и конкурсах.
Анастасия Николаевна призналась, что один из этапов конкурса, а именно — урок в чужом классе, оказался для неё наиболее трудным. Ученики Потаповской школы давно стали своими, родными.
Сейчас много рассуждений о роли школьного учителя и о том, кем он должен быть для ученика. Конечно, в беседе с Анастасией Николаевной мы не могли обойти стороной эту тему.
— Некоторые из моих коллег, особенно из больших городов, склоняются к равенству между учителем и учеником. Эта модель взаимоотношений, ведёт к ещё большему обесцениванию роли учителя, наставника. Дружба между учениками и преподавателем должна быть, но при этом последний всегда должен оставаться старшим другом и наставником, мнение которого ценится, к советам которого прислушиваются. Для возникновения такой дружбы взрослому человеку нужно немало потрудиться, чтобы заслужить доверие и уважение, ведь подростки все эгоцентрики, считающие своё видение мира наиболее значимым и правильным.
— Старшее поколение радует возрождение наставничества, потому, что живы воспоминания о времени, когда учитель по своей значимости находился на вершине Эвереста.
— Меня тоже радуют перемены. Но, чтобы добиться успеха на этом пути, нужны усилия не только педагогов, а ещё и родителей. Зачастую в семьях дети слышат нелестные высказывания о школе, учителях. Взрослый человек сказал и забыл, а ребёнок, как губка, впитал эту информацию, которая может навсегда отложиться в его сознании или даже подсознании. А потом взрослые недоумевают, почему ученики недопустимо ведут себя в школе, позволяют вольности, которые и в страшном сне не привиделись бы моим коллегам семидесятых.
— Вашим ученикам должно быть трудно, в силу вашего возраста, видеть в вас наставника?
— Ученики и не должны этого видеть и осознавать, что их наставляют, направляют на определённый путь. Если это будет зримо и ярко выражено, обязательно возникнет противодействие. Наставничество — очень деликатный вопрос. В качестве примера приведу собственный опыт. Я всегда мечтала быть учителем и знала, что буду им. Но, что именно буду преподавать? Ответ на этот вопрос нужно искать в моей склонности к точным наукам и моей учительнице математики, хотя я и не замечала её прямых наставлений и тем более указаний.
После окончания 9 класса, поступила в педагогический колледж в Волгодонске, получила профессию учителя начальных классов. Потом были 2 года переподготовки на учителя математики. Сейчас я студентка 3 курса, физико-математического факультета Таганрогского педагогического института.
— Ваши ученики могут поговорить с вами на любые темы?
— Могут, но не на уроке, хотя попытки такие предпринимаются, которые мной пресекаются. Шутки, рассказы историй, разговоры — всё это на перемене. Возраст помогает мне понять, так скажем «приколы своих учеников, словечки, понятия. Как говорит молодёжь — мы на одной волне. Это помогает мне и при работе в летнем лагере.
— За что вас уважают ученики?
— Думаю, что за объективность. Никогда не завышаю оценок, основываясь, допустим, на личных симпатиях или по иным причинам. Что заслужил ученик, то и получил. Никогда не бывает завышенных оценок в качестве стимула, побуждающего к дальнейшей учёбе. Это не мой метод. Разумеется, оценки никогда не занижаются. Мне не стыдно за знания своих учеников, даже тех, кто получает тройки. Это тоже государственная оценка, причём, честно заработанная.
Мне присуща прямолинейность — всегда говорю ученикам правду — и они имеют право сказать её. Несмотря на мою строгость, ученики прекрасно знают о наличии у меня чувства юмора. И они уверены, что на их шутку не будет негативной реакции с моей стороны. Недавно узнала о своём подпольном имени, бытующем среди школьников — Асия Колаевна.
— Как отдыхаете от школы, отвлекаетесь от забот об учениках?
От школы отдохнуть невозможно. Учитель — это образ жизни. Перезагрузка мозга, действительно, необходима, иначе любого педагога ждёт профессиональное выгорание и смена профессии или же работа перестаёт быть любимой. А это трагедия и для учителя, и для учеников. У меня простой и действенный способ, требующий внимания и сосредоточенности — я раскрашиваю картины по номерам.
— Расскажите о своих наставниках и планах на будущее.
— Одного человека в качестве наставника выделить не могу. Это все педагоги нашей Потаповской школы, к которым обращаюсь с любой просьбой, с любым вопросом, с твёрдой уверенностью, что меня выслушают, поймут и помогут. Планы лишены феерической окраски. Достойная и успешная сдача экзаменов, на будущий год, моими восьмиклассниками. Для этого нам вместе придётся приложить немало усилий.
Что ж, пожелаем успехов Анастасии Николаевне, человеку, у которого на первом месте — успехи её учеников.
Н. Парфенова