С 1 января 2023 года вводится Универсальное пособие (далее — УП), которое объединит 6 действующих сегодня мер поддержки:
— ежемесячное пособие женщине, вставшей на учёт в медицинской организации в ранние сроки беременности;
— пособие по уходу за ребёнком гражданам, неподлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка до достижения им возраста 3 лет.
— ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребёнка до достижения им возраста 3 лет.
— ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
— ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет.
Цель изменений — в соответствии с поручением Президента создать целостную бесшовную систему государственной поддержки нуждающихся семей от периода беременности женщины до достижения ребёнком 17 лет.
В настоящее время такая система поддержки выстроена для семей с низкими доходами с детьми в возрасте от 3 до 17 лет. Она основана на адресном комплексном подходе к оценке жизненной ситуации семьи:
1) среднедушевой доход семьи ниже 1 прожиточного минимума в регионе проживания;
2) семья не располагает избыточным движимым и недвижимым имуществом, превышающим пороговые требования;
3) у семьи нет существенных финансовых накоплений во вкладах, превышающих пороговые требования;
4) трудоспособные члены семьи имеют официальный доход, подтверждённый данными налоговой инспекции, а если они его не имеют, то по объективным причинам (правило «нулевого дохода»);
5) выплата назначается на каждого ребёнка и её размер зависит от дефицита доходов семьи (может составлять 50-75-100% детского прожиточного минимума в регионе проживания);
6) выплата назначается на год и предоставляется на принципах Социального казначейства на основании заявления в электронном виде без предъявления семьей бумажных документов.
Аналогичный адресный комплексный подход применяется и при назначении выплат беременным женщинам (за исключением размера выплаты, который составляет 50% прожиточного минимума без дифференциации).
В результате объединения подвергнутся изменению условия предоставления выплат на детей в возрасте от 0 до 3 лет. В своё время эти меры поддержки вводились поэтапно в период с 2013 по 2018 год и носили исключительно демографический характер.
Это обусловило их следующие отличия от адресного комплексного подхода:
1) предельный размер среднедушевого дохода, при котором семья сохраняет право на выплату, в 2 раза выше — не 1, а 2 прожиточного минимума в регионе проживания;
2) размер выплаты не зависит от дефицита доходов семьи и во всех случаях составляет 100% детского прожиточного минимума;
3) выплата не переведена на принципы Социального казначейства и соответственно требует от семьи большого количества бумажных документов.
4) выплата не назначается на каждого ребёнка и имеет различные финансовые источники предоставления:
— на первого ребёнка (предоставляется во всех регионах) за счёт средств федерального бюджета;
— на второго ребёнка только из средств их материнского капитала;
— на третьих и последующих детей (предоставляется в 78 регионах, причём, в части из них четвёртые и последующие дети выплату не получают) за счёт средств федерального и региональных бюджетов на условиях, устанавливаемых регионами;
5) при назначении выплат не применяется комплексная оценка нуждаемости.
В связи с этим для поддержки детей от 0 до 3 лет предлагается:
— Обеспечить их охват универсальным пособием на адресном комплексном подходе, что минимизирует риски бедности в таких семьях;
— Для семей с детьми до 3 лет и с более высокими доходами, объёмом движимого, недвижимого имущества, финансовых накоплений, превышающем пороговые значения, сохранить возможность получения ежемесячной выплаты из материнского капитала в размере 1 прожиточного минимума на старых условиях (без комплексной оценки нуждаемости, при доходе — менее 2 ПМ на каждого члена семьи) и распространить такую возможность на всех детей до 3 лет независимо от очерёдности рождений.
— Для наиболее нуждающихся семей обеспечить возможность получения двойной выплаты по выбору родителей — и из средств бюджета, и из средств материнского капитала.
Для обеспечения плавного перехода от существующих выплат к УП для детей, которые уже получают такие выплаты или ещё родятся до конца 2022 года, предусматривается сохранная норма — семьи с первыми и третьими детьми смогут получать выплаты на старых условиях до достижения ребёнком возраста 3 лет. В течение всего периода такие семьи также получают право перейти на УП.
Подробно о сохранных нормах:
1. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет для неработающих родителей осуществляется в установленном порядке до окончания периода возникновения права. Таким образом, за указанным пособием могут обратиться родители ребёнка, родившегося по 31 декабря 2022 года в любой момент до достижения ребёнком 2-х лет (1,5 года +6 месяцев).
Семья выбирает, какими правилами воспользоваться — получать выплату по уходу за ребёнком до 1,5 лет, сочетая её, например, с выплатой на первого ребёнка или перейти на универсальное пособие и получать одну или две выплаты в зависимости от нуждаемости (одна выплата — только из бюджета или две из бюджета и из средств материнского капитала).
2. Выплата пособий на детей в возрасте до 3 лет осуществляется в установленном порядке до окончания периода возникновения права. Таким образом, если ребёнок родился по 31 декабря 2022 года, то родитель имеет право обратиться за назначением выплаты в связи с рождением первого или третьего (последующего) ребёнка до достижения ребёнком возраста трёх лет.
Назначение выплат в связи с рождением первого или третьего (последующего) ребёнка осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то есть должно ежегодно переназначаться с учётом оценки нуждаемости.
Семья может выбрать: пользоваться выплатами по старым правилам или перейти на универсальное пособие.
Гражданам, которым установлена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого, второго, третьего ребёнка или последующих детей, ежемесячная выплата из средств материнского капитала не устанавливается до окончания периодов получения указанных выплат. Это связано, прежде всего, с одинаковой природой выплат и общим подходом к условиям их назначения.
3. Выплата пособий на детей от 3 до 17 лет осуществляется в установленном порядке до окончания срока назначения (12 месяцев). Один из родителей ребёнка в возрасте от 3 до 17 лет может подать заявление на УП до окончания срока назначения предыдущего пособия (например, с целью увеличения его размера).
В случае назначения УП выплата пособия на ребёнка от 3 до 7 лет включительно или на ребёнка от 8 до 17 лет прекращается. УП назначается с месяца обращения, если УП назначено в большем размере, то за первый месяц выплата будет проведена в размере разницы.
Если в назначении УП отказано, то пособие на ребёнка от 3 до 7 лет или на ребёнка от 8 до 17 выплачивается до окончания периода его назначения.
Порядок обращения за выплатой.
Заявление на УП подаётся:
1) в электронном виде с использованием ЕПГУ,
2) через МФЦ,
3) лично в территориальное отделение Социального фонда.
УП назначается беременным женщинам и семьям с детьми до 17 лет, у которых среднедушевой доход ниже 1 ПМ при условии соблюдения требований комплексной оценки нуждаемости. УП назначается на 12 месяцев на каждого ребёнка в семье в возрасте до 17 лет в размере 50-75-100% регионального ПМ для детей в зависимости от дефицита доходов семьи. Для беременных женщин размер выплаты составит 50-75-100% регионального ПМ для трудоспособного населения.
Оценка дохода будет проводиться за период 12 месяцев, предшествующих 1 месяцу с месяца подачи заявления. Таким образом, с 1 января 2023 года «слепой период» сокращается с 4 до 1 месяца, что позволит более точно оценивать финансовое положение семьи.
Администрирование выплаты.
Одновременно с объединением выплат в УП предлагается определить оператором пособия Социальный фонд России, сохранив в качестве источников пособия федеральный и региональные бюджеты. Сегодня операторы выплат разрознены: на детей от 0 до 8 лет выплаты осуществляют регионы, из материнского капитала и на детей от 8 до 17 лет — Пенсионный фонд.
Предлагается осуществлять УП аналогично выплате на детей в возрасте от 8 до 17 лет. В случае если полномочия по назначению и выплате универсального пособия переданы субъектом Российской Федерации Социальному фонду, то УП осуществляется на единых условиях и при софинансировании из федерального бюджета. Если субъект Российской Федерации принимает решение самостоятельно осуществлять УП, то в дополнение к федеральным условиям, он может установить дополнительные иные условия назначения и выплаты УП на территории этого субъекта Российской Федерации. Федерального софинансирования обязательств в этом случае не будет.
Социальный эффект.
1. Универсальное пособие после его введения будет охватывать порядка 10 млн. получателей: беременных женщин и детей до 17 лет, что позволит минимизировать риски бедности семей с детьми;
2. Ежемесячную государственную поддержку из бюджета получат семьи с детьми, которые сегодня вообще такой поддержкой не охвачены:
— со вторыми детьми,
— с третьими и последующими детьми в 7 регионах, где нет выплаты на третьего ребёнка;
— с третьими и последующими детьми в регионах, где выплата назначается только на третьего или последующего ребёнка, где введено требование, что семья является многодетной, то есть все дети должны быть младше 18 лет.
3. Размер выплаты для беременных женщин увеличится в 2 раза до 100% прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом по оценкам порядка 75% беременных женщин будут получать максимальный размер выплаты, ещё порядка 10% женщин — в размере 75%.
4. У семей с детьми до 3 лет появится возможность получать государственную поддержку на основании одного заявления, поданного в электронном виде без предоставления бумажных документов на каждого ребёнка вне зависимости от очередности рождения;
5. Семьи с детьми до 3 лет смогут при необходимости получать помимо выплаты из средств бюджета (УП), ещё и выплату из средств материнского капитала.
Е.В. Уварова, начальник УСЗН