Ах, какая красота, хочу такую для себя! От такого возгласа невозможно удержаться, увидев выставку в музее краеведения Волгодонского района «Народные промыслы России». В первую очередь — это, конечно, самовары. Впрочем, у кого к чему душа лежит. Многие надолго застывают, рассматривая другие экспонаты. И всё же начнём с самоваров.
Их на выставке 12 штук. Изделия не древние, а почти современные, «родом» из шестидесятых-семидесятых годов, но от этого неменее интересные. Самовары у нас прочно ассоциируются со знаменитым городом Тула, известным благодаря Левше, подковавшему блоху. Кстати, у героя рассказа Лескова есть реальный прототип — Алексей Сурнин, оружейник из Тулы. И, конечно, знают Тулу как город самоваров. Действительно, все самовары изготовлены тульскими мастерами. Два из них выделяются нарядной, росписью, которую наносили в Липецке. Яркая роспись цветами, птицами, ягодами так и называется — липецкая хохлома. Интересна история её возникновения. В семидесятые годы руководство страны решило, что пора возрождать народные промыслы. На местах ничего не оставалось делать, как «взять под козырёк». В Липецке издревле делали и расписывали деревянную посуду, простенькими узорами. После распоряжения «сверху» подошли к этому вопросу серьёзно — мастера изучили хохломскую роспись, узоры елецких кружев — и на основании этого разработали свою, отличающуюся использованием всей цветовой гаммы, тогда как в хохломской росписи всего четыре основных цвета — чёрный, красный, зелёный и золотой.
Один из самоваров передала в дар музею, хранитель фондов Ольга Юрьевна Скутнева. Другой — подарила жительница г. Пятигорск, гостившая в Романовской — Вера Анатольевна Береговая.
— Все экспонаты этой выставки и других в разные годы были подарены жителями Волгодонского района, г. Волгодонск и нашими гостями. Так что, наш музей можно назвать народным. И я посчитала, что место моему самовару в музее — пусть народ любуется, — говорит О.Ю. Скутнева.
И ещё один очень необычный, редкий самовар украшает экспозицию. Такие самовары в виде ракеты, в ограниченном количестве, тульские мастера сделали в честь полёта первого космонавта Юрия Гагарина. Самовары в хорошем состоянии — и их можно использовать по прямому назначению. Чаем из самоваров сотрудники музея потчевали юных экскурсантов из Романовской школы.
Большой интерес вызывает художественная лаковая миниатюра. На чёрном фоне яркие картины, в основном, мчащихся троек. Изображены именно скачущие лошади. Ну, как не вспомнить классика — «какой же русский не любит быстрой езды».
Встречаются и другие сюжеты — на тему повседневной жизни и народных гуляний. Лаковые миниатюры, как отдельные картины и на шкатулках, выполнены в стиле палеховских и федоскинских мастеров.
Задолго до революции небольшой, затерянный в лесах Владимирской губернии пос. Палех славился своими иконописцами. Лики православных святых писали на дереве. Иконы отличались особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями, сдержанной цветовой гаммой. После революции этот промысел попал в опалу — и мастера переключились на другие сюжеты, позаимствованные из повседневной жизни крестьян, сказок и былин, которыми начали расписывать шкатулки, ларчики, и т.д. В 1925 году лаковые миниатюры из России экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Впоследствии страна продавала их в другие государства за валюту. Сейчас стало модным принижать достижения своих предков, что совершенно далеко от истины. На русской земле всегда жили талантливые мастера в любом деле.
Другой вид лаковой миниатюры — федоскинская, получившая название по пос. Федоскино, где это искусство возникло в 18 веке. Сюжеты такие же, как и у палеховской — тройки, чаепития, хороводы, пляски, работы на полях. И то же изящество форм, и поэтичность образов. Выполняется роспись масляными красками в три-четыре слоя. А перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, перламутр. Этот материал, просвечивая сквозь прозрачные слои, придаёт изображению глубину и эффект свечения.
Про следующие экспонаты выставки «Народные промыслы России» можно сказать современным языком «два в одном». Посуда, изготовленная на Семикаракорском заводе, может использоваться по прямому назначению и служить украшением интерьера. Вытащил статуэтку из шкафа, налил напиток, поставил на стол и это уже красивый сосуд, а не вульгарная бутылка из пластика. Кстати, понять, что это сосуд можно, только, приподняв голову барышни или кавалера. Так же дело обстоит и со всеми остальными предметами. Расписана посуда в стиле гжель — синими цветами по белому фону. Кстати, гжельская роспись насчитывает (вы только, представьте) — 20 оттенков синего цвета. Считается, что синий цвет успокаивает, значит, за столом, будет царить умиротворение. Не менее приятно — роспись и формы радуют взгляд и поднимают настроение.
По достоинству выставку «Народные промыслы России» оценили ученики Романовской школы, совершившие экскурсию в музей и получвшие новые знания о промыслах своей Родины. Эту выставку с полным правом можно назвать патриотической, ведь она рассказывает о достижении российских мастеров.
И от выставки, и от музея, в целом, в восторге туристы, прибывающие к нам на теплоходах, для которых экспонаты, имеющие большую историческую ценность, в станице, а не крупном городе, полная неожиданность. С начала экскурсионного сезона в музее уже побывало 100 человек.
— Не все туристы пришли организованными группами. Многие посетили музей самостоятельно, по своей инициативе. Последняя группа из 5 человек — жителей Воронежа и Ижевска, добираясь до музея, использовала карту, разысканную в интернете. Они оставили положительные отзывы и собрались жаловаться организаторам круизов, на то, что им не только не дали номер телефона музея, но даже не проинформировали, что наши экспонаты достойны пристального внимания, — говорит О.Ю. Скутнева.
Бывая в других городах, мы стремимся посетить музеи, но я уверена, не все жители Волгодонского района побывали в своём музеи, а напрасно. Здесь есть, что посмотреть, чему удивиться и восхититься!
Н. Парфенова