Мало кто, наверное, из нынешних молодых жителей хутора Рябичев поймёт значение слова «курманы». А ведь так в своё время именовали переселенцев из станицы Нижне-Курмоярской, ушедшей под воду при наполнении ложа рукотворного Цимлянского водохранилища на рубеже 40-50-х годов прошлого века.
Людям, жившим в этой станице и в других населённых пунктах, попавших под затопление, предложили выбирать новые места для постоянного проживания. Часть курмоярцев переехала в небольшой тогда степной хутор Рябичев. Перебирались, покидая родные места, с нажитым годами скарбом, вещами и всем хозяйским обиходом. Даже некоторые дома-курени были перенесены на новое место.
В их числе оказался и родовой курень семьи известного советского писателя, автора популярного в своё время романа «Железный поток» Александра Серафимовича. В этом старинном доме, стоящем наискосок от сегодняшней школы, размещалась библиотека, которую, наверняка, помнят рябичёвцы старших поколений.
Изучением творчества и жизненного пути А. Серафимовича детально многие годы занимался учитель истории Рябичёвской школы Василий Трофимович Донсков, тоже уроженец станицы Нижне-Курмоярской. К сожалению, этого самозабвенного краеведа уже нет среди нас, но остались материалы, посвящённые писателю-земляку, близко знавшему всемирно известного автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Михаила Александровича Шолохова. Именно Серафимович первым разглядел в начинающем писателе Шолохове его талант.
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей один из таких материалов.
Вот подлинные слова Шолохова о своём учителе и наставнике: «… лично я по- настоящему обязан Серафимовичу, ибо он поддержал меня в самом начале писательской деятельности: он первым сказал мне слова одобрения, слова признания…».
Александр Серафимович в числе первых в 1925 году встретил этого ершистого казачка с Дона в Москве с ранними «Донскими рассказами». Не все московские писатели разглядели в этом деревенском парне будущего писателя, а вот опытный и маститый Серафимович сразу разглядел. А потому и сразу одобрил ранние шолоховские рассказы и даже написал к ним своё предисловие.
И первые главы романа «Тихий Дон» тоже прошли через руки Серафимовича. Будучи уже тогда в тридцатом известным на всю страну редактором журнала «Октябрь», он поставил роман на самом видном месте, дав произведению самую высокую оценку.
«А я, знаете, зачитался Михаилом Шолоховым. Зачитался! Хорошо, что мы его поставили. Не должен он на полке лежать. Талантище-то. Донская станица, казачьи курени, базы, деревенская улица, сквозь всё это видишь всю Россию!…».
Вот так обсуждался роман Шолохова на квартире Серафимовича в Москве, которая по праву была штабом литературной жизни.
Родился наш земляк Александр Серафимович в станице Нижне-Курмоярской, над которой сегодня плещутся волны Цимлянского моря, 19 января 1863 года. Кстати, и умер в этот же день ровно через 86 лет в Москве.
Мать писателя Раиса Александровна Дубовская была дочерью казачьего есаула, первопоселенца хутора на Дону. Так и получил этот посёлок название Дубовский, а вовсе не от того, что, якобы, рос когда-то здесь огромный дуб, который и навёл людей на мысль о названии хутора, а затем посёлка.
Отца писателя — казачьего есаула из станичных низов, Серафима Попова, жизнь не баловала с ранних лет. В шестнадцатилетнем возрасте он уже служил в полку, проявлял усердие и храбрость, за что был жалован чином урядника и отмечен наградами. Но нелёгкая военная служба подорвала здоровье казака Серафима Попова. Умер он, не дожив до пятидесяти лет. По имени отца Александр взял себе впоследствии псевдоним Серафимович. А в литературу вошёл смело, мощно и сразу привлёк к себе внимание. Уже о его первом томе очерков и рассказов В.Г. Короленко напишет:
«Какой прекрасный язык, образный, сжатый и сильный. Яркие, свежие описания, набросанные эскизно и бегло, но всё-таки живые фигуры».
И уже на обложке сборника добавил: «Позволяет ждать продолжения».
И Владимир Галактионович Короленко не ошибся. А Лев Николаевич Толстой, прочитав рассказ нашего земляка «Пески», поставил на журнальной странице пять с плюсом и впоследствии сказал: «Да, это настоящий писатель». А когда писатели встретились, то А. Серафимович столько Л.Н. Толстому «гвоздей забил», что тот вынужден был по многим спорным вопросам сразу же сдаться.
А начиналась литературная стезя А. Серафимовича в холодной Архангельской губернии, куда он уехал студентом Санкт- Петербургского университета. Здесь читал, наблюдал, видел, делал выводы. Здесь и потянуло его к перу, чтобы описать этот суровый край и трудности здешней жизни. Здесь своим ребятам читал первые труды, здесь впервые постиг радости и получил удовлетворение от сделанного, поскольку многие поначалу не поверили, что это его труд. Но зато когда поверили — устроили овацию. Благословили. Ну, а первый напечатанный рассказ «На льдине» принёс А. Серафимовичу известность на весь северный край.
Когда Михаил Шолохов делал только первые шаги в литературе, Александр Серафимович уже был известным писателем страны. И его опыт, и известность позволили пробить публикации не только ранних рассказов молодого земляка — Шолохова в самой Москве, но и первых глав «Тихого Дона» в журнале «Октябрь», который в тот период редактировал Александр Серафимович. Писатели-земляки, несмотря на разность в возрасте, крепко дружили. Серафимович неоднократно ходил на моторке по Дону в станицу Вёшенскую к своему крестнику Михаилу Шолохову. А крестником себя назвал сам Шолохов, в знак благодарности Серафимовичу за ту огромную помощь, которую ему оказывал этот маститый писатель-земляк.
Вот ещё одно письмо из архива Шолохова Серафимовичу: «Дорогой Александр Серафимович! Всегда думаю о Вашей жизни с любовью, теплотой, благодарностью. Ваш Шолохов».
Активной жизнью жил писатель А. Серафимович. Он очень много путешествовал по стране, присматривался к жизни, давал правдивые предсказания. Его подкупала простота, скромность, радушие, гостеприимство, доступность. На склоне своих лет его очень тянуло в родные места, где ему была дарована жизнь.
…- Как тянет меня на Дон, — писал он друзьям. — Так хочется в степь, подышать ароматом её трав, побродить по займищам, встретиться со станичниками…
В 1947 году через областную газету «Молот» Серафимович тепло и сердечно поздравил дорогих земляков-курмоярцев с 30-летием со дня Великой Октябрьской Социалистической революции. В ответ земляки в той же главной газете Дона опубликовали письмо именитому земляку, в котором поблагодарили за поздравление, рассказали о своей жизни и настоятельно пригласили посетить родные места.
Бывший корреспондент «Молота» С. Гурвич, побывавший в гостях у Александра Серафимовича, рассказал, как радовался писатель этому трогательному письму с малой родины и приглашению посетить родную станицу Нижне-Курмоярскую. Он уговорил врачей отпустить его в далёкую поездку, согласившись на их сопровождение в дороге. В станицу Нижне-Курмоярскую даже дал телеграмму.
«…Выезжаю поклониться краю родному…». С текстом этой телеграммы ознакомил всех станичников сам председатель сельского Совета. На сходе жителей учитель литературы местной школы Александр Яковлевич Пятницкий рассказал собравшимся о литературных успехах А. Серафимовича и перечислил все его высокие награды: ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», Сталинская премия первой степени и другие. На сходе было решено встречать знаменитого земляка вместе с многолюдным хором Цимлы, а казаки-конники должны были показать высокому гостю удалые скачки на лошадях и джигитовку. Лучшие конники уже даже приступили к тренировкам по верховой езде, показу сложных номеров, в том числе — рубке лозы на всём скаку. И вдруг в станицу пришла новая телеграмма: «Приехать не могу. Заболел…».
А 19 января, в день 86-летия Александра Серафимовича телеграф сообщил печальную весть о смерти великого земляка. Похоронен Александр Серафимович в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя теперь носят: город в Волгоградской области, Волгоградский государственный педагогический институт, улицы в Москве, Ростове-на-Дону, Киеве, Цимлянске и других городах не только России.
Кстати, с разницей в 76 лет в станице Нижне-Курмоярской на той же самой улице через два дома от Серафимовичей 14 февраля 1939 года родился известный донской поэт Владимир Иосифович Фролов. Он более 20 лет возглавлял Ростовскую писательскую организацию, которая по численному составу и известности писателей занимала третье место в СССР и России после Москвы и Санкт-Петербурга.
И. Харченко