Газета «Романовский вестник» не раз рассказывала читателям о краеведческом музее Волгодонского района в ст. Романовская. А как иначе, мы должны знать как можно больше о жизни и быте своих предков. НО оказывается, с предметами, имеющими историческую ценность, можно познакомиться не только в районном музее, а ещё и в ст. Большовская, на подворье супругов Сергея Петровича и Любови Николаевны Чесноковых, которые уже год как собирают артефакты, имеющие отношение к быту казаков, специально выделив для них отдельную комнату — такой домашний музей получился.
А началось увлечение стариной совершенно случайно. Супруги поехали в гости в пос. Привольное Краснодарского края, где познакомились с коллекционером старинных вещей. «Вот бы нам сделать нечто подобное, но на казачью тематику» — загорелся потомственный казак Сергей Петрович Чесноков. Любовь Николаевна мужа поддержала. Вернувшись из поездки, Сергей Петрович к идее создания домашнего музея несколько охладел, погрузившись в повседневные заботы по дому и на работе. Он работает водителем в ООО «Мелиоратор».
— А мне эта идея запала в душу. И ко дню рождения я преподнесла мужу подарок, в виде воплощённой мечты о домашнем музее. Конечно, он не был сюрпризом для Сергея Петровича, но радости принёс неменьше. Он очень трепетно относится к вещам, имеющим историю. Однажды мужа попросили продать один из экспонатов, на что он ответил: «Фамилией не торгую», — рассказывает Л.Н. Чеснокова.
На такой ответ у Сергея Петровича были все основания, ведь многие вещи являются семейными реликвиями и достались по наследству. К примеру, большим кованым сундуком, занимающим почётное место, был, по-видимому, награждён его прапрадедушка. На сундуке выгравировано «Лейб-гвардии его величества полка Тимофей Чесноков. Санкт-Петербург. 1889 г. Боже царя храни». Столетний стол, на которым красуется самовар когда-то был приданым бабушки Евдокии Демьяновны Сапельниковой.
— Самовар у казаков — это не только кухонная утварь. Самовар в семье казака, как генерал для армии. И гость должен выпить 6-8 чашек чая, за неторопливой беседой с хозяином, выказать своё уважение и расположение. Прервать чаепитие с гостем, значит прослыть негосте-приимным, нехлебосольным человеком. А это позор. Если чай слабо заварен, говорили — «Москву видать», намекая на жадноватость хозяина, — рассказывает Л.Н. Чеснокова.
Любовь Николаевна изучает казачьи традиции и историю каждой вещи, чтобы поделиться этой информацией с посетителями, ведь двери домашнего музея открыты для всех желающих. Любовь Николаевна, проработавшая около 40 лет воспитательницей в детском саду, признаётся, что её особенно радует, когда интерес к историческим ценностям, быту казаков проявляют дети. Ученики Большовской школы нередкие гости у Чесноковых. Внук Чесноковых 7-летний Елисей говорит: «Дед, вот у тебя круто в музее».
— Домашний музей нужен не только нам с Сергеем Петровичем. Это мы поняли уже после того, как создали его. У нас пятеро внуков — и они должны расти, видя уважение и любовь к истории донского края со стороны старших, и сами проникаться этими чувствами. К тому же, наше с мужем увлечение, как и любое другое совместное дело, сближает нас с младшими Чесноковыми, которые активно включились в пополнение музея экспонатами. Многие вещи подарены сыновьями. У нас их трое. Младший — Николай, всегда отличающийся патриотизмом — военный, контрактник. Сейчас он участвует в военной спецоперации на Украине. Узнав о нашем домашнем музее, вещи отдают и родственники и односельчане, за что мы им очень благодарны, — делится Л.Б. Чеснокова.
Надо сказать, что экспонаты домашнего музея Чесноковых достойны всяческих похвал и интересны. Вот — казачье седло, верой и правдой много лет когда-то служившее хозяину, вот — тихо покачивается люлька. Любовь Николаевна признаётся, что эта копия сделана руками Сергея Петровича. Назначение некоторых вещей не сразу и поймёшь. К примеру, кто сейчас может сказать, что такое «буравчик». А это инструмент для сверления дырок в деревянных поверхностях. Так почему же не сверло, а буравчик!? А потому, что казакам захотелось назвать так инструмент. И для многих вещей у казаков были свои названия, нередко теперь забытые. Это наша история, которую бережно хранят супруги Чесноковы — и это достойно уважения.
Н. Парфенова