Древнегреческий путешественник Страбон 2 тыс. лет назад в своих трудах упоминал, что у входа в устье реки Дон были виноградники, которые закапывались на зиму в землю. С тех давних пор донское виноградарство переживало и взлёты, и падения, чему виной или погодные условия, когда в суровые зимы вымерзали целые плантации, или человеческий фактор, когда принимались ошибочные законы. В 1985 году после Постановления ЦК КПСС и советского Правительства о борьбе с пьянством и алкоголизмом, которая вылилась в уничтожение виноградников, виноградарство не восстановилось до сих пор. Но радует уже то, что сегодня все понимают — этой отрасли сельского хозяйства необходимо уделять самое пристальное внимание.
В декабре 2021 года Президент России В.В. Путин подписал ряд документов, касающихся развития виноградарства и виноделия в стране. Цель — обеспечить граждан качественным вином отечественного производства. В частности, в одном из документов говорится: «До апреля 2023 года выполнить мероприятия по мониторингу виноградопригодных земель, повышению плодородия и организации оросительных систем».
Некоторые пункты этих документов мы попросили пояснить и поделиться своим отношением к ним главу КФХ «Винодельня Молчанова», кандидата сельскохозяйственных наук Николая Вячеславовича Молчанова (пос. Краснодонской).
— Итак: «К январю 2023 года внедрить систему прослеживаемости качества вина».
— Раньше в каждом регионе, занимающимся виноградарством и виноделием, существовала саморегулирующая организация (СРО), следящая за качеством вина, в которую производители продукции, являющиеся её членами, платили взносы. Где-то, как к примеру в Краснодаре, эта организация работала очень хорошо, где-то — к примеру, в Ростовской области — на троечку с минусом, и этому есть объективные причины. Из 30 членов СРО членские взносы платили шестеро. И многое ли можно сделать на эти средства? Саморегулирующая организация — это не только контроль за качеством вина, но и мониторинг принимаемых законов, консультации, принятие участия в решении всевозможных вопросов. Сейчас региональные СРО заменены на комитеты, подчиняющиеся недавно созданной общероссийской саморегулирующей организации, которая, как мне кажется, ещё не начала работать в полную силу.
— «Кабинет министров совместно с Центробанком должен обеспечить доступность страхования рисков утраты урожая винограда либо порчи вина, а также поэтапное внедрение механизма господдержки производителей, использующих этот инструмент».
— Лишь бы не получилось так — кто использует этот инструмент, то есть страхование, тот и получает поддержку, кто пренебрегает — от того государство отвернулось, и можно забыть о субсидиях и кредитах. Поживём — увидим. Идея страхования, безусловно, привлекательна. Получить страховку за утрату урожая, к примеру, от природных катаклизмов — очень неплохо. А гибель урожая винограда, в котором виновата природа — нередкое явление.
— «До января 2023 года создать научно-образовательный центр виноградарства и виноделия и сформировать прогноз потребности в кадрах».
— И я, и мои коллеги можем только приветствовать создание таких центров. Причём, они должны быть в каждом регионе. В Ростовской области функции научно-образовательного центра номинально выполняет Всероссийский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия им. Потапенко в г. Новочеркасск. На практике я столкнулся со следующим нюансом. Для оформления субсидии необходимо предоставить проект закладки виноградника, включая уходные работы на 2-3 года. Три месяца пытался заключить договор на создание проекта с НИИ Новочеркасска. В результате оставил эти попытки и обратился в Кубанский государственный аграрный институт (г. Краснодар). 2 месяца хватило, чтобы и договор заключить, и готовый проект получить. Понятно, что на дворе век цифровых технологий — и всё можно сделать дистанционно, но возникает немало вопросов, требующих личного присутствия, а ехать в соседний регион — несамая привлекательная перспектива, особенно в разгар важных работ на винограднике. Специалистов, способных вырастить виноград и заняться его переработкой, до обидного мало. Считаю, нужно не только готовить кадры, но и заниматься популяризацией профессии — виноградарь.
— «До апреля 2023 года выполнить мероприятия по мониторингу виноградопригодных земель, повышению плодородия и организации оросительных систем».
— Орошение — это мечта каждого виноградаря Ростовской области. Оно крайне необходимо с середины июня до середины июля, когда идёт интенсивный рост побегов и ягод. А у нас, как правило, в это время засуха. Но внедрить систему орошения малым предприятиям без государственной поддержки нереально. Это и насосные станции, и подведение электроэнергии, и многое другое, требующее финансовых вложений. В Ростовской области остро стоит проблема с посадочным материалом — и тоже из-за отсутствия систем орошения. Маточники по выращиванию виноградных лоз на орошаемых землях дают 80 тыс. черенков, тогда как на неорошаемых — всего 40 тыс. Конечно, планы по поводу орошения у меня есть, но как они будут осуществляться пока, сказать затрудняюсь. Недавно побывал в Дагестане, в крупнейшем хозяйстве «Дербентская винодельческая компания», которая выращивает виноград с использованием капельного полива, что даёт целый ряд преимуществ. На орошаемых землях урожай выше, ягоды набирают больше сахара, лозы легче переносят зимний период. И заметьте, это в Дагестане пекутся о том, как перезимуют виноградники, где климат намного мягче, чем у нас. Надо сказать, что в Дагестане развитие виноградарских хозяйств идёт огромными темпами.
Мониторинг виноградопригодных земель — это замечательно. Но свободной земли в фондах администраций субъектов очень немного — и представляет она обычно или заброшенные сады, или виноградники, в которые не ступала нога человека лет двадцать. Угодья давно стали частными владениями. И даже если виноградарь захочет заполучить эти дебри, будет назначен аукцион, а выйдет ли он победителем — ещё вопрос. А если земля будет признана как винограднопригодная, то в приоритете будет мой коллега.
— «К июлю 2022 года утвердить комплекс мер по увеличению объёмов продвижения отечественной продукции виноделия на внутреннем рынке»
— Я часто ссылаюсь на Краснодар — и этому есть причины. У коллег из Краснодара, действительно, есть чему поучиться. Без указаний сверху они уже продвигают отечественный продукт. К примеру, проводят неделю краснодарского вина. Нет, вино других производителей не исчезает с прилавков магазинов, но вся мощь пропаганды, рекламы и т.д. нацелена на то, чтобы обратить внимание потребителя на вина собственного региона. Нам ещё в этом направлении работать и работать. Однажды группа товарищей из Москвы, побывав в нашем дегустационном зале, оценила вино как отличное. Потом гости с недоумением спрашивали, почему они, посетив ресторан в г. Ростов-на-Дону, не нашли в карте вин этого заведения донские вина.
— «Разработать правительствам Дагестана, Крыма, Краснодара, Ставрополья, Ростовской области меры по развитию в своих регионах винного туризма, новых экскурсионных маршрутов, которые привлекут путешественников, а также появление инфраструктуры до 1 июля 2022 года». Председатель правительства М. Мишустин объявил о выделении субсидии 1,2 млрд. руб. на реализацию предпринимательских инициатив в этой сфере. Эти средства должны покрыть 70% затрат предпринимательских инициатив.
— Туризм — дело способное принести прибыль региону. Это давно поняли в Дагестане и активно развивают это направление. Наша донская земля не менее привлекательна, а вина не менее качественные. Разумеется, организацией экскурсионных маршрутов виноделы заниматься не будут, иначе времени не останется на выращивание винограда и производство вина. Но каждый с радостью примет туристов. Каждое лето на теплоходах в ст. Романовская прибывают экскурсанты и проводят на нашей донской земле от 4 до 8 часов. Половину времени они бывают предоставлены сами себе. Почему бы им не предложить экскурсию на виноградники, в дегустационные залы, цеха по переработке вина. Я бы ещё, в сезон цветения, предложил прогуляться по лавандовому полю. А у моего коллеги Григория Фёдоровича Непранова в цехах имеется оборудование советских времен — и это тоже интересно. Моё мнение — туризм развивать необходимо!
— И последний вопрос. Как в этом сезоне зимуют виноградники?
— Наши морозоустойчивые сорта относительно низкую температуру переносят неплохо. Опаснее — обледенение, если оно длится более 5 суток. Пока всё идёт благополучно. Первая половина зимы проблем в этом плане не принесла. Надеемся, что природа будет милостива к виноградарям и дальше — и мы получим в этом году хороший урожай.
— Спасибо, Николай Вячеславович, за уделённое время и развёрнутые ответы.
Н. Парфенова