Вечная память герою

Вечная память герою
Памятная доска установлена на школе

Без излишней помпезности и шумихи отметили День подразделений специального назначения Вооружённых Сил России те, кто имеет отношение к этому празднику. Благодаря своему земляку Юрию Николенко жители ст. Большовская испытали чувство сопричастности к этому элитному роду войск. Улицы станицы никогда прежде не видели столько крепких мужчин в форме, с наградами на груди. Повод, заставивший их приехать из различных уголков страны, значимый не только для спецназовцев, но и жителей Волгодонского района: торжественное открытие памятной плиты на здании Большовской школы, увековечивающей имя старшего лейтенанта 17 отряда ЗГСН, заместителя командира по специальной подготовке, обладателя права ношения крапового берета, погибшего при выполнении служебно-боевых задач в Северокавказском регионе, Юрия Николаевича Николенко, награждённого орденом Мужества (посмертно).

Инициатором установки памятной доски выступило Ростовское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Ассамблея ветеранов сил специального назначения». Кроме боевых товарищей старшего лейтенанта Николенко, солдат и офицеров когда-то служивших и служащих поныне в войсках специального назначения, на церемонии открытия присутствовали заместитель главы Администрации Волгодонского района Юрий Алексеевич Гнедько, директор Большовской школы Ирина Владимировна Латкина, начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Цимлянского и Волгодонского районов Ростовской области Александр Николаевич Юшин, мать героя — Светлана Петровна, которую спецназовцы привычно называли «мама Света», жители станицы.

Боевые товарищи не забывают семью погибшего в бою Юрия Николенко — навещают, помогают. Светлана Петровна Николенко сказала: «Я потеряла одного сына — это такое горе, что и врагу не пожелаешь. Но и обрела много сыновей. Спасибо вам! Берегите себя, помните, что вы нужны вашим близким».

Много тёплых слов было сказано и о Юрии Николенко, и в адрес Светланы Петровны за сына. И были слёзы горечи от безвозвратной потери… А как их сдержать, ведь ему было всего 27 лет. На момент его гибели дочери Юрия исполнилось полтора годика, а жене — двадцать три.

Юрий Николенко учился в Большовской школе и был обычным мальчишкой, не поражавшим педагогов сверхглубокими познаниями школьных предметов. Он запомнился другими качествами, не менее важными для человека.

— У Юры отличительной чертой было защитить, помочь, выручить тех, кто рядом, особенно тех, кто слабее и младше. О его трогательной заботе о младших четырёх сестрах и брате многие помнят до сих пор. Когда в школу пошла Юля, которая всего то младше на неполных 2 года, он после уроков заходил к ней в класс, брал за руку. И так они, не разнимая рук, шли домой.

— С детства Юрию было присуще чувство ответственности, понимание того, что он старший и, значит, должен заботиться о младших, — рассказывает директор школы И.В. Латкина.

Возможно, желание защитить, уберечь от бед тех, кто младше и слабее, было одним из побудительных мотивов в принятии решения остаться после «срочной» служить по контракту. Светлана Петровна призналась, что делала попытки уговорить сына оставить службу. А он отвечал: «Если не мы, то кто же!? Мы уйдём, туда же молодых пошлют». Под словом «туда» подразумевались места, где шансы погибнуть высоки, где последняя граната всегда оставляется для себя, чтобы не попасть в плен. Шансы выжить у хорошо обученных спецназовцев гораздо выше, чем у новобранцев. Но и они не застрахованы от пули, гранаты, взрывного устройства…

Вспоминает один из участников и очевидцев тех трагических событий.

— В тот день, 28 августа 2008 года, мы охраняли здание суда в г. Нальчик, где слушалось дело о попытке захвата этого города боевиками в 2005 году. И после того, как уже вернулись на базу, сдали оружие, до нас была доведена информация о боестолкновении нашей разведгруппы с неизвестными на окраине Нальчика, возле Белой речки. Получили приказ выдвинуться на место столкновения. Поставленная задача ясна и понятна — обнаружить и обезвредить. На месте увидели следы боя и решили прочесать территорию — горы, покрытые лесом. Решение принимает командир, и он несёт ответственность за него. Но хороший командир всегда учитывает мнение подчиненных, поэтому я и говорю «мы решили». Вперёд были высланы дозоры и началась работа. Головной дозор обнаружил временную стоянку боевиков, которую мы решили оцепить и провести досмотр. Солдаты нашли рюкзак. Николенко, увидев это, приказал им как можно быстрее удалиться от этой находки, которая могла таить в себе «сюрприз». По опыту старший лейтенант знал, что почти всегда боевики оставляют на месте стоянки заминированные вещи, рассчитывая на то, что кто-то да подойдет. Расчёт психологически верный и, бывает, оправдывает ожидания людей, приготовивших «сюрприз». Едва солдаты отбежали на безопасное расстояние, раздался взрыв. Юра получил два ранения — в ногу и шею, последнее было тяжёлым. Наш медик сделал все возможное в полевых условиях. Мы успели довезти командира до больницы, где он скончался. Поставленную перед нами задачу мы выполнили ценой двух жизней и два человека получили ранения. Потери боевиков — четыре человека. Когда погибает солдат — это потеря, когда погибает командир — это не только потеря, но и спасённые солдатские жизни. Так что все мы, участники того боя, обязаны Юрию Николенко. Он был хорошим офицером, надежным и верным товарищем.

Гибель Юрия Николенко отозвалась болью в сердцах многих людей. Как сказала его мама: «У сына никогда не было недоброжелателей». И нет ничего удивительного в том, что на открытие памятной доски, которое состоялось с соблюдением всех мер безопасности и санитарных требований в условиях пандемии, приехало столько спецназовцев. Младшие по званию говорили: «Таких командиров, как старший лейтенант Николенко, ещё поискать!».

Из воспоминаний друга Юрия Николенко.

— Первый раз мы с Юрой встретились, ещё будучи школьниками, на призывной комиссии в военкомате, сразу нашли общий язык. Юра — человек открытый, но не очень многословный и, прежде чем ответить, внимательно выслушает. А разговаривал он очень грамотно и всегда чётко и по делу. Листая страницы памяти, сейчас я могу сказать: «Юра был не по годам серьёзен и даже песни любил наполненные смыслом, к примеру, Виктора Цоя, тогда как мы «балдели» от группы «Руки вверх». Боевое братство спецназа благодарно, что наше желание установить памятную доску, было поддержано Администрацией Волгодонского района. Старший лейтенант Юрий Николенко достоин вечной памяти.

Н. Парфёнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к содержимому