Сегодня мы продолжим разговор, начатый ранее, о том, в каких неимоверно трудных условиях приходилось налаживать мирную жизнь в нашем районе после изгнания с его территории немецко-фашистских оккупантов. О дальновидности проводимой политики по восстановлению всего народного хозяйства свидетельствует, подчеркнём ещё раз, хотя бы тот факт, говорящий о том, какое внимание уделялось подрастающему поколению.
Сохранившиеся архивные документы красноречиво характеризуют атмосферу тех далёких лет. Вот выписка из протокола № 5 заседания исполкома Романовского совета депутатов трудящихся от 19 марта 1943 года с повесткой дня «О работе Романовской средней школы (докладчик — директор школы тов. Пономарёв)».
Заслушав отчёт директора школы, исполком решил:
I. В текущем учебном году школа работает в особо трудных условиях, но коллектив в короткий срок сумел открыть и наладить учёбу в приспособленных зданиях.
II. Уже теперь школа добилась хороших результатов в деле коммунистического воспитания учащихся. Школой собрано на создание танковой колонны 7 436 рублей деньгами и 9020 рублей облигациями.
Собрано также 236 индивидуальных посылок бойцам и командирам Красной Армии, 42 килограмма сухарей, 55 штук яиц и так далее.
Оживлена и налажена работа ученических организаций. Пионерская организация насчитывает в своих рядах 206 ребят, объединённых в 7 отрядов юных пионеров и 2 отряда октябрят. Хорошо также действует комсомольская организация и учком. Силами ребят выпущено 18 стенгазет, организовано и проведено 5 концертов художественной самодеятельности.
III. Вся деятельность школы проходит по плану. Несмотря на небывало трудные условия занятий (холод, теснота, необорудованность, отсутствие наглядных пособий и письменных принадлежностей) в занятиях не было перебоев и не наблюдается прогулов без уважительных причин.
Отмечены в протоколе и недостатки в организации учебного процесса, в частности, низкий процент успеваемости учащихся. Называются и причины — нехватка квалифицированных учителей, долговременный (из-за оккупации) перерыв в занятиях, краткость учебного года, отсутствие наглядных пособий и письменных принадлежностей, непригодность и теснота школьных помещений. Тем не менее, исполком обязал заведующую райОНО тов. Изюмскую и директора школы тов. Пономарёва укомплектовать Романовскую среднюю школу педагогическими кадрами. Для ликвидации двухсменной учёбы директору школы предложено составить смету ремонта главного здания школы и здания № 2. А РайФо обязать финансировать приобретение наглядных пособий и инвентаря.
Подписан протокол заседания исполкома председателем исполкома райсовета депутатов Трудящихся В. Хижняком и секретарём исполкома В. Сысоевой. О том, что развитию сферы образования уделялось постоянное внимание, свидетельствует и другой документ — протокол № 35 заседания исполкома от 19 ноября 1944 года. В ходе этого заседания заслушивался вопрос «Об организации вечерних школ сельской молодёжи». Было отмечено, что в районе 6 начальных и 3 неполных средних школ, в которых обучается в 1-4 классах 720 детей, в 5-7 классах — 180 учеников.
Принято решение об открытии неполных средних школ в Романовском, Семёнкинском и Дубенцовском сельсоветах, а начальные школы — в Солёновском и Задоно-Кагальницком сельсоветах, в хуторах: Титов, Братский, Фролово-Егоров, Потапов.
При этом исполком райсовета обязал заведующего райОНО тов. Юрченко, председателей сельсоветов, директоров школ провести разъяснительную работу среди сельской молодёжи и обеспечить набор учащихся в вечерние школы, а начало занятий установить с 1 декабря.
Многие ветераны нашего района, наверняка, помнят те времена, когда они сами учились в этих школах, получали знания и путёвку во взрослую жизнь. Редакция просит откликнуться и прислать воспоминания.
С. Круглова, главный редактор «Романовского вестника»