Бывает так, что купил в аптеке совсем не то лекарство, что в поликлинике прописали. Памперсы или ортопедические чулки, бандаж — не того размера. А медицинский прибор — с другими характеристиками или комплектацией. Обычно фармацевты категорически отказываются принять товар обратно или обменять его на новый, указывая на размещённое в аптеке объявление, которое гласит, что лекарства, средства гигиены, медицинские приборы обмену и возврату не подлежат. А так ли это?
В большей части случаев у аптек действительно есть юридические основания для отказа от возврата или обмена. Но не во всех случаях.
Согласно п. 2.17. Порядка отпуска лекарственных средств, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 (ред. от 22.04.2014), приобретённые гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Аналогичная норма установлена Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, утвердившим «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
По смыслу указанных документов, возврату и обмену не подлежат товары надлежащего качества, которые относятся к продовольственным товарам, лекарственным препаратам, к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; которые являются предметами санитарии и гигиены, медицинскими инструментами, приборами, аппаратурой, средствами гигиены полости рта, предметами по уходу за детьми, предметами личной гигиены (зубные щётки, расчёски, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары), парфюмерно-косметическими товарами. Не подлежат возврату и обмену изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные, линзы для очков, продаваемые некоторыми аптеками. Поэтому продавец юридически прав, отказываясь принимать или обменивать аптечный товар.
Однако возврату и обмену не подлежат товары только надлежащего качества. В случае если лекарственные препараты или медицинские изделия являются недоброкачественными, фармацевт (продавец) обязан принять такой товар.
Если у товара выявлен недостаток, то согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» возможно: заменить его на товар этих же или других марок, моделей, артикулов с соответствующим перерасчётом покупной цены; потребовать: соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.
Вам должны обменять товар и в случае, если он является доброкачественным, но фармацевт перепутал его наименование, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.
Что можно считать недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий?
- истёкший на момент продажи срок годности;
- отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
- несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
- отсутствие инструкции по применению препарата;
- несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
- наличие в упаковке брака — сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.
Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, а именно: когда рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров). Ведь у рецептурных препаратов могут быть серьёзные побочные эффекты, поэтому возможно ухудшение течения заболевания покупателя. Такой препарат должен быть принят фармацевтом обратно.
Обращаем внимание, тонометр является медицинским прибором и входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, а значит, не подлежит возврату или обмену.
Но если, Вы обнаружили в товаре недостаток, то в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, а в спорных вопросах о причинах возникновения недостатка провести экспертизу товара. Вы вправе участвовать в проверке качества и (или) при проведении экспертизы товара. Помните, продавец несёт ответственность, если дефект возник не по вине покупателя.
МСОО «Федерация обществ потребителей Южного региона» советуют быть внимательными при покупке лекарственных препаратов, проверять правильность расчёта, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы. Требуйте проверки медицинских приборов в вашем присутствии, если это технически возможно.
Что делать, если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый?
В этом случае необходимо составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретён по рецепту, показания свидетелей (если имеют место быть), гарантийный талон (при его наличии).
Если Вам необходима правовая помощь, Вы можете обратиться в Общественную приёмную МСОО «Федерация обществ потребителей Южного региона по адресу: г. Волгодонск, ул. Степная, д. 189, или по телефону «горячей линии»: 8(8639) 22-08-01, 8-928-900-17-16.