Коллегам — наставники, детям — вторые мамы
На педагогической конференции, состоявшейся перед началом учебного года, два воспитателя были награждены Почётными грамотами Отдела образования Администрации Волгодонского района за совершенствование образовательного процесса и высокий уровень развития обучающихся. Это — Галина Викторовна Гижицкая — воспитатель детского сада «Мишутка» (пос. Донской) и Алевтина Ивановна Власенко — воспитатель детского сада «Дюймовочка» (пос. Победа). Этих педагогов дошкольного образования объединяет их безграничная любовь к своей профессии, однако, о которой (как они сами признались) не мечтали с детства. Поэтому Галину Викторовну и Алевтину Ивановну можно поздравить с правильным выбором жизненного пути, сделанном в юности.
— Моя мама всю жизнь работала на ферме дояркой, а это очень трудно, поэтому я с раннего детства слышала такие слова: «Дочка, я не указываю тебе, кем стать, но выбирай профессию, позволяющую всегда быть в тепле». После окончания школы я за компанию с подругой решила стать воспитателем, — вспоминает Галина Викторовна. Возможно, желание работать с детьми было заложено природой и до поры до времени таилось в глубине души.
Для поступления девушки выбрали Константиновское педагогическое училище, считающееся в то время одним из престижных учебных заведений в области. Для получения Красного диплома после окончания училища Галине Викторовне не хватило сущей мелочи — правильного ответа на экзамене на вопрос о классовой сущности построения коммунизма. Получив четвёрку, она не обиделась на преподавателя, потому что с детства, как истину воспринимала слова своего отца: «Учитель неправ — не бывает».
Но выучиться на хорошего воспитателя или учителя невозможно, не имея доброты в сердце, терпения, чувства справедливости, умения общаться с детьми, понимать их и любить. Конечно, умения общаться с детьми у Галины Викторовны 40 лет назад, когда она впервые переступила порог детского сада «Мишутка», было недостаточно. Но коллектив садика, дружный и готовый всегда прийти на помощь, не оставил без внимания молодого воспитателя. Именно коллеги по работе во многом способствовали профессиональному росту Галины Викторовны.
— В первый рабочий день в старшей группе из 42-х детей, мне было страшно. Училась на практике искать подход к каждому ребёнку, училась правильно выстраивать отношения с родителями юных воспитанников и (хочу заметить) что раньше они больше прислушивались к советам воспитателей. А с детьми чему мы только ни учились — пришивать пуговицы, вышивать салфетки и многое другое. Почти на протяжении всего трудового стажа работала с детьми старших групп и стремилась, чтобы они были максимально подготовлены к школе и получили какие-то житейские навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Лучшего пути, на который я могла бы свернуть, за эти годы я не увидела, хотя предложения были. Сейчас мои первые воспитанники уже сами стали родителями. При встрече обнимают, вспоминают, как в угол ставила. Кстати, никто за это не в обиде, скорее наоборот, вспоминают с теплотой, — рассказывает Галина Викторовна.
Сейчас подход к воспитанию в детских садах поменялся: и дети о таком наказании, как стояние в углу, могут узнать только из рассказов взрослых. Да и сами воспитанники детских садов стали другими.
— Раньше, когда я читала сказку, в группе было слышно, как мухи перешёптываются. Сейчас чтение сказок может покорить только совсем маленьких. 21 век на дворе — время гаджетов — и это неплохо, если научить ребёнка правильно пользоваться достижениями современного мира, — считает Галина Викторовна.
И всё же никакие новые технологии и методы воспитания не заменят тёплого отношения воспитателя к своим воспитанникам. И воспитатель не почувствует себя счастливым без любви воспитанников. Увидев, как льнут ребятишки к Галине Викторовне, понять можно сразу — они счастливы вместе.
Галина Викторовна Гижицкая семь лет была заведующим детским садом «Мишутка». Оставила эту должность в силу обстоятельств. Но сожаления по этому поводу не испытывает совершенно, во-первых, потому что ей на смену пришла коллега — Ольга Александровна Стенникова, работающая здесь же воспитателем, а, во-вторых, потому что сама не покинула любимый садик, а вновь вернулась к воспитанию ребятишек. Воспитание своих дочерей в детском саду Галина Викторовна Гижицкая доверила коллегам. Ни одна из них не ходила в группу к своей маме.
— Считаю такой подход правильным. На работе я должна своё внимание распределять поровну между детьми, а кому-то уделять его даже больше. И не исключено, что со стороны дочерей могла возникнуть ревность и, как следствие, обида. А если другие дети вдруг решат, что я к своим отношусь лучше?! Оба варианта не сулят ничего хорошего. Так быть не должно, — уверена Галина Викторовна.
Младшие Гижицкие пошли по стопам мамы. Старшая — Анна стала педагогом-историком — уже 20 лет работает в одной из школ Мартыновского района, считает, что работа в садике более трудная. Навещая Галину Викторовну на рабочем месте, с удивлением и восхищением говорит: «Ну, как тут можно работать!» Младшая — Марина, социальный педагог, уехав с мужем в г. Курчатов, сменила профессию.
— Давления с моей стороны на дочерей при выборе ими профессии я не оказывала. Придерживаюсь принципа — никогда никого не заставлять! Человек должен сам сделать осознанный выбор. Но совершенно не буду возражать, если мои внучки выберут профессию, связанную с педагогической деятельностью. Пока об этом говорить рано, старшая — ученица 5 класса, а две младшие — первоклашки, — рассказывает Галина Викторовна.
С воспитателем Алевтиной Ивановной Власенко наша встреча состоялась во время её прогулки с детьми на территории детского сада «Дюймовочка». Беседа несколько раз прерывалась вопросами и просьбами её воспитанников, малышей средней группы, которые (и это было видно сразу) не хотели делить внимание любимой воспитательницы. И хотя Алевтина Ивановна шутит, что с такими темпами развития современных технологий воспитателей скоро заменят роботы, люди (а дети в особенности) всегда будут нуждаться в тёплом дружеском общении.
Ребята средней группы ещё недостаточно взрослые и нуждаются в заботе и ласке воспитателя, граничащей с домашним теплом близких людей. И заботу, и ласку, и домашнее тепло они с избытком получают от Алевтины Ивановны и платят ей взаимностью.
Считается, что человек, придя на работу, должен оставить дома свои проблемы и плохое настроение. Должен, но не всегда может. Воспитателям, любящим свою работу так же, как Алевтина Ивановна, легче, ведь не может не подняться настроение и не отступить в сторону мысли о неприятностях, когда к тебе с радостью по утрам бегут обниматься 15 человек. А воспитанники Алевтины Ивановны так и делают, излучая восторг от встречи с этой хрупкой, скромной женщиной.
Трудно поверить, что Алевтина Ивановна, окончив школу, вначале хотела получить профессию повара и даже вместе с подругами отправила документы на поступление в соответствующее учебное заведение Ростова-на-Дону. Но девушки быстро передумали и пошли учиться в педагогическое училище Волгодонска, успешно сдав экзамены.
— Наверное, в юности я ещё до конца не осознала, чем мне хочется заниматься в жизни. Судьба направила на истинный путь. В детстве я очень любила играть в школу со своими четырьмя младшими сёстрами. В отличие от них мне эта игра никогда не надоедала. И я никогда не увиливала от обязанностей присматривать за младшими.
А в первом классе в сочинении на тему: «Кем вы хотите быть, став взрослыми?» написала — учительницей, о чём потом совершенно забыла. На выпускном вечере нам эти сочинения подарила первая учительница, которая их сохранила, — вспоминает Алевтина Ивановна.
Алевтина Ивановна настолько органично вписывается в жизнь детского сада, что никто не представляет «Дюймовочку» без Власенко. Трудовой стаж Алевтины Ивановны — около 40 лет — и она понимает, что расставание с любимой работой неизбежно. Коллеги, с которыми она, как опытный воспитатель, делится секретами мастерства, говорят с недоумением: «Не представляем, что Вы будете делать дома?». Алевтина Ивановна призналась, что и сама ещё не видит себя без работы.
Алевтина Ивановна в своей работе совмещает лучшие традиции в воспитании прошлых лет и современные методы.
— Одна из лучших традиций, которую необходимо сохранить — это чтение малышам книг, с шелестом страниц, которое создаёт атмосферу уюта, способствует доверительным отношениям, сближает. Родителям я бы тоже посоветовала не отказываться от чтения, особенно перед тем, как уложить ребёнка спать, и не избавляться от бумажных книг. Современные методы работы, к примеру, фотоотчёты о мероприятиях и вообще о том, как прошёл день в садике, которыми мы делимся с родителями, позволяют им быть в курсе событий в садике. Но мне на эти действия иногда жаль времени, которое я могла бы потратить на детей, — говорит Алевтина Ивановна.
Поздравляем мудрых и добрых воспитателей, сумевших стать малышам вторыми мамами, с праздником и заслуженными наградами, которые у них не единственные!
Н. Парфенова