Ещё Михаил Ломоносов говорил: «Народ, незнающий своего прошлого, не имеет будущего». Об этом, без сомнения, задумывались и живущие задолго до русского учёного просвещённые люди. Подобие современного музея возникло ещё в 290 году до нашей эры в Александрии. Первым же русским музеем принято считать Кунсткамеру — музей, основанный по указу Петра I в 1714 году, но представители знати, духовенства, купечества начали собирать предметы старины гораздо раньше. В 16 веке московский князь Симеон Гордый искал и покупал реликвии.
Сейчас по статистике в России работают 2570 хранилищ прошлого — музеев, предлагающих посетителям, ознакомиться с предметами, которые нельзя увидеть нигде больше, ведь ни для кого ни секрет, что многие экспонаты сохранились в единственном экземпляре.
Было бы большой ошибкой думать, что ценные экспонаты хранятся исключительно в музеях больших городов. Очень интересны экспонаты музея краеведения Волгодонского района, о чём не раз говорили прибывающие на теплоходах в ст. Романовская туристы. И, заметьте, это говорили не провинциалы, а люди, живущие в больших городах, даже москвичи и питерцы. Особое впечатление на гостей производит казачья горница, воссозданная не из «новодела», а из подлинных раритетов. Экспонаты экскурсанты стараются не только хорошенько рассмотреть, но норовят потрогать. Действительно, кажется немыслимым, плетение казачками тончайшего ажурного кружева, вышивки узоров, без применения современных технологий. Более того, многие шедевры создавались не просто вручную, а ещё и при свете керосиновых ламп, а не при дневном свете, ведь днём нужно было растить хлеб, ухаживать за скотиной, заботиться о семье. Посетители музея могут не только посмотреть предметы старины глубокой, но и узнать о традициях, быте и обычаях донских казаков.
Создан музей краеведения Волгодонского района в 1998 году. С 2008 года располагается в отдельном здании общей площадью 516 квадратных метров, расположенном по адресу: Волгодонской район, станица Романовская, улица 50 лет Победы, дом 71.
Здание музея — историческое. Оно было построено в 1912 году купцом Матвеем Ивановичем Фандеевым, под мануфактурную лавку. В 1918 году здание занял Ревком (революционный комитет), в 1924 году здесь располагался Народный комиссариат Внутренних дел (НКВД).
Во время оккупации станицы Романовская (июнь 1942 года — декабрь 1942 года) немецко-фашистские захватчики завладели зданием и разместили в нём свой штаб. В подвале здания полицаи содержали пленных подпольщиков, действовавших на территории Романовской и соседних хуторов, а в сарае рядом их пытали. Здесь подпольщики подверглись нечеловеческим страданиям, издевательствам. Отсюда и пошли на смерть, не предав своих товарищей по борьбе.
На месте сарая, где были зверски замучены подпольщики, во дворе нынешнего музея, в 1988 году был установлен мемориал Романовскому подполью. В послевоенные годы в здании музея был и жилой дом, и военкомат, и музыкальная школа.
На подворье музея располагается макет старинного казачьего городка, исполненный в масштабе 1:5. Подворье воссоздает быт казачьего двора с его хозяйственной утварью, живностью. Имеется лодка и рыбацкие сети, а также печка-мазанка и паровой двигатель мельницы 1908 года, который привезли из хутора Рябичев.
Сейчас музей краеведения Волгодонского района насчитывает 3 803 предмета старины, составляющих основной фонд. Самый древней раритет датируется 1900 годом. Это меха и наковальня в воссозданной кузнице. Новая композиция музея «Нам жить и помнить», посвящена героям — участникам специальной военной операции на Украине.
Кроме постоянных экспозиций в музее постоянно проходят выставки, полученные по обмену из других населённых пунктов нашего края. Ко Всемирному Дню музеев таких выставок открыто две. Одна из них «Матрёшка — душа России». Яркие, красочные символы России, знакомые даже любому иностранцу, так и притягивают к себе взгляд: мимо этих румяных красавец не пройдёт ни один посетитель.
Самая первая матрёшка в России появилась, предположительно, в девяностых годах XIX века благодаря Василию Звёздочкину — токарю-игрушечнику, изготовившему восьмиместную куклу, и Сергею Малютину — художнику-модернисту, который расписал «оболочки». Кукла очень полюбилась русскому народу — потому вскоре началось её массовое производство.
В 1900 году «Матрёна» впервые была представлена на международной выставке кустарных ремёсел в Париже, на которую пришло более пятидесяти миллионов человек. В период создания матрёшки в народе было популярно женское имя Матрёна, которое в переводе с латыни означает «мать семьи», «матушка», «замужняя женщина». Значение имени сильно перекликается с ценностями русской культуры, ведь большая семья — истинное человеческое благо.
Вторая выставка «Жизнь — творчество, творчество — жизнь» представлена живописными картинами художников из Волгодонска Алексея и Надежды Хижкиных. Среди работ Алексея преобладают пейзажи, выражающие лирический взгляд мастера на природу. Имеются и портреты, выполненные в реалистической манере. Алексей — уроженец Ставрополья, окончив Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектура им. И.Е. Репина приехал в Волгодонск. Донские кроя стали для молодого художника второй малой Родиной и он начал запечатлевать на холстах десятки своих новых земляков.
Надежда Хижкина, состоявшись как успешный художник, прекрасный мир изобразительного искусства открыла для многих детей и подростков, отдавая себя труду в таких учебных заведениях Волгодонска, как Профессиональный лицей №71, Центр детского творчества, педагогический колледж. Художница навсегда сохранила детский, чистый и восторженный взгляд на мир, что отразилось на её полотнах, придавая им особое очарование.
В коллекции музея краеведения Волгодонского района, расположенном в историческом здании, постройки 1908 года, экспонаты поступают самыми различными путями. В первую очередь, их дарят жители района и города Волгодонск, за что им спасибо и от посетителей, и от сотрудников музея, которые не устают призывать земляков: «Не выбрасывайте вещи своих предков — принесите их в музей». Это и предметы быта, и старинные фотографии и документы, военные награды и т.д.
Мир музейных экспонатов удивителен и неповторим. У каждого своя история, тесно связанная с жизнями многих людей. Свой долг сотрудники музея — директор Инна Ивановна Клименко, хранитель фонда Ольга Юрьевна Скутнева и методист Мария Алексеевна Тихонова видят в том, чтобы сохранить для потомков целостную картину прошлого.